Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

франк семён людвигович

Энциклопедический словарь

Франк Семён Людвигович (1877-1950), религиозный философ. В 1922 выслан из Советской России, жил в Германии (1923-1937), во Франции (1937-1945) и Великобритании. От «легального марксизма» перешёл к религиозной философии, разрабатывал учение «о всеединстве» в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Основные сочинения: «Предмет знания» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (издание 1956).

* * *

ФРАНК Семен Людвигович - ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950), российский религиозный философ.

В 1922 выслан за границу (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) (вместе с другими представителями русской науки и культуры). От «легального марксизма» перешел к религиозной философии, разрабатывал учение «о всеединстве» в традиции апофатической теологии (см. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) и христианского платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Считал, что социальные науки изучают явления общественной жизни, обусловленные волей и сознанием людей, их стремлениями к определенным целям и идеалам. Любое социальное явление, по Франку, - это всегда тот или иной факт, событие или процесс; при этом оно имеет и другую сторону - сторону заключенного в нем смысла, выражения некоторой идеи. Основные труды: «Предмет знаний» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (издан 1956).

Полезные сервисы

франк семен людвигович

Большой энциклопедический словарь

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) - российский религиозный философ. В 1922 выслан за границу. От "легального марксизма" перешел к религиозной философии, разрабатывал учение "о всеединстве" в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Основные труды: "Предмет знаний" (1915), "Смысл жизни" (1926), "Духовные основы общества" (1930), "Непостижимое" (1939), "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия" (издан 1956).

Энциклопедия Кольера

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950), русский философ. Родился 16 января 1877 в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от "легального марксизма" к идеализму и метафизике. Первый значительный труд Франка - Предмет знания (1915, магистерская диссертация). В своей докторской диссертации Душа человека (1917) предпринял попытку создания нового подхода в психологии, последовательно критикуя эмпиризм "научной" психологии и указывая на "тупиковость" психологического субъективизма. Душевная жизнь человека, по Франку, - обладающий всей полнотой реальности и особой организацией, целостный, динамический мир, не сводимый ни к каким "внешним" факторам и ни в каком смысле не вторичный. Во внутреннем опыте личности, который никогда не бывает психологически замкнутым ("я" всегда предполагает "ты" и "мы"), раскрывается абсолютное духовное бытие и душа встречает Бога как "последнюю глубину реальности". В 1922 Франк был выслан из России. Жил в Германии (до 1937), во Франции (до 1945) и затем в Англии. Среди наиболее значительных трудов Франка - Живое знание (1923), Крушение кумиров (1924), Смысл жизни (1926), Духовные основы общества (1930), Непостижимое (1939). Франк считал себя принадлежащим "к старой, но еще не устаревшей секте платоников". Он исключительно высоко ценил систему Николая Кузанского. Существенное влияние на него оказала метафизика всеединства Вл.С.Соловьева. Франк исходит из интуиции всеединства бытия: "Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем -либо другим". Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. "Даже понятие Бога не составляет исключения... Он не мыслим без отношения к тому, что есть его творение". Впрочем, рациональное постижение и тем более объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и философ вводит понятие "металогичности" как первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это "первичное знание", полученное таким "металогическим" образом, Франк отличает от знания "отвлеченного", выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, что особенно важно, в конечном счете основано на "первичном", интуитивном (металогическом) познании. Наделенный даром интуиции и способный к "живому" (металогическому) знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. "Неведомое и запредельное дано нам именно в этом своем характере неизвестности и неданности с такой же очевидностью.., как содержание непосредственного опыта". Иррационалистическая тема, отчетливо заявленная уже в Предмете знания, становится ведущей в книге Франка Непостижимое. "Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого", - утверждал философ, размышляя о том, с какой "жуткой очевидностью" раскрывается ничтожность человеческого знания в отношении пространственной и временной бесконечности и соответственно "непостижимости" мира. Тем не менее основания для метафизического оптимизма существуют, считал мыслитель, и связаны они прежде всего с идеей Богочеловечества. Человек не одинок, божественный "свет во тьме" дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения. и становится основанием для служения делу религиозно-нравственного преображения природно-исторического бытия человека. Умер Франк близ Лондона 10 декабря 1950.

ЛИТЕРАТУРА

Сборник памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954 Франк С.Л. Сочинения. М., 1990

Полезные сервисы